История армянского народа изобилует эпизодами борьбы с
иноземным господством. Находясь на стыке разных цивилизаций и имея
исключительное географическое положение, Армянское нагорье постоянно
подвергалось нашествию захватчиков. Народ вел непрекращающуюся борьбу с
чужеземным игом для восстановления на родной земле утраченной своей
государственности, свобод и прав. В стороне от этой борьбы не осталось и
армянство Арцаха, более того, на определенных этапах истории оно выступало в
роли лидера освободительного движения.
В конце XVIв. в Карабахе возникли
самобытные административно-политические образования, известные в историковедении
как "меликства" (княжества), а их правители назывались "мелики" (князья) - это
семитское слово означает "венценосец". Мелики становятся носителями армянской
национальной власти.
Благодаря меликам с конца XVIIв. в Арцахе
зарождается и получает распространение идея освобождения родины от персидского
ига. Параллельно с вооруженной борьбой армяне в этот период предпринимают
дипломатические усилия, обращаясь вначале к Европе, а затем - к России.
Народными лидерами Арцаха выступают такие политические и военные деятели, как
Исраел Ори, архимандрит Минас, католикос Гандзасара Есаи Джалалян, сотники Аван
и Тархан.
Возникшее в начале XVIIIв. в Персии безвластие создало угрозу
ее целостности. Свою долю от возможного расчленения Персии рассчитывали получить
как Турция, стремившаяся для этой цели заручиться поддержкой горцев Дагестана,
так и Россия, искавшая себе сторонников среди армян и грузин. Одновременно
Россия взяла на себя миссию освобождения христианских народов. В этой ситуации
сложились более благоприятные условия для освободительной борьбы арцахцев.
Невзирая на проявляемый Россией в этот период интерес к армянской
политике, дальше обещаний, которые давались ею почти на всем протяжении борьбы
армян, дело не шло. Связывая надежды с российскими императорами, армяне тем
самым вызывали еще большую ненависть к себе мусульман, которые при возможности
жестоко расправлялись с ними. Примером тому - поход России в 1721 году на
Персию. В самом его начале русским войскам удалось занять Дербент и Баку. Вместо
обещанной помощи Петр Первый посоветовал армянам Арцаха оставить родные земли и
переселиться в Дербент, Баку, Гилан и Мазандаран, где уже была установлена
российская власть. Намереваясь закрепить за собой завоеванные прикаспийские
ханства, Россия подписала 12 июня 1724 года договор с Турцией, предоставив
последней свободу действий во всем Закавказье (до Шемахи). В том же году в край
вторглись османские войска. Главной их жертвой стало арцахское армянство,
поднявшееся во главе с меликами на борьбу за свою независимость, но так и не
дождавшееся обещанной поддержки со стороны России. Тем не менее, персидский
поход Петра Первого дал борьбе армян новый импульс.
В 1720-х годах
сформированное в Карабахе воинство сосредоточилось в трех военных лагерях или
схнахах (укрепленное место). Первый из них, называемый Большой Схнах, находился
в Мравских горах у реки Тартар. Второй - Покр (Малый) Схнах - располагался на
склоне горы Кирс в провинции Варанда, а третий – в провинции Капан. Схнахи, т.е.
армянское воинство, обладали всей полнотой власти в стране. Это было народным
воинством во главе с советом военачальников, в который входил и пользовался
большим влиянием также католикос Гандзасара. Исходя из требований военного
времени, мелики делили свою власть с сотниками, причем все они имели на военных
советах равные права и обязанности.
Политика Петра Первого в отношении
армян продолжалась также при его жене Екатерине I (1725-1727г.г.) и внуке Петре
II (1727-1729г.г.) – обращенные к царскому правительству просьбы о военной
поддержке, как и прежде, оставались без ответа. Армянское воинство во главе со
своими лидерами - католикосом Есаи, сотниками Аваном и Тарханом - достаточно
долго противостояло османской регулярной армии. Однако будучи изолированными и
одинокими в своей борьбе, армяне не смогли достичь конечной цели -
независимости. В результате восьмилетнего упорного сопротивления армянские
Схнахи ослабли, после чего Северный, или исконный, Карабах вновь распался на
отдельные меликства, вернувшись к прежнему своему политическому строю.
Однако и в этих условиях меликства не отказались от борьбы с османцами.
На сей раз армяне обратили свои взоры к взошедшему в 1729г. на персидский
престол Надир-шаху, которому удалось на время восстановить былую мощь своей
страны. При нем армяне получили определенные привилегии, поскольку вели борьбу
против Османской Турции – заклятого врага Персии. Во времена Надир-шаха
многочисленные меликства Арцаха-Карабаха объединились, образовав 5 меликств,
которые правили страной, отныне называемой Хамса или Страна Хамсы (в переводе
-"Страна пяти"). Она простиралась от границ провинции Гандзак на юг, до реки
Аракс. Возглавляли меликства династии: в Гюлистане - Мелик-Бегларянов, в
Джраберде - Мелик-Исраелянов, в Хачене - Гасан-Джалалянов, в Варанде -
Мелик-Шахназарянов и в Дизаке – Мелик-Еганянов.
Со временем меликства Хамсы
становятся достаточно сильными, превратив край, благодаря его удачному
географическому положению, в неприступную крепость. Однако из-за внутренних
междоусобиц бывшему главарю разбойников Панаху из тюркского племени "саруджалли"
удалось вторгнуться в Северный Карабах и, утвердившись, основать здесь так
называемое Карабахское ханство. Впоследствии принявший у отца власть
Ибрагим-хан, являвшийся зятем мелика Варанды Шахназара Второго, организовал в
1785 году заговор и, убив меликов Джраберда, Гюлистана и Дизака, завоевал
Гандзасарский монастырь - очаг армянской национально-освободительной борьбы, в
результате чего меликства Хамсы окончательно распались.