1. Потеря жизненного
пространства 2. Культурные потери 3. Материальные потери 4.
Психологическая травма 5. Уничтожение народа – руководства, организованных
общин и структур 6. Людские потери (человеческие потери армян в 20-м веке)
Памятник жертвам геноцида армян в
1915 году. Эта монументальная композиция увековечивает память невинных жертв
жесточайшего в мировой истории геноцида Армян. Памятник воздвигнут на юго -
восточном холме парка Цицернакаберд.
Самая актуальная и близкая тема для
всех армян – это геноцид 1915 года, учиненный турками над Армянами в Османской
империи. На одном из возвышений Еревана, в местечке на холме парка
Цицернакаберд, уже почти 50 лет стоит памятник и Музей жертвам
геноцида.
В 1965г. на холме Цицернакаберд началось строительство
мемориала памяти невинных жертв. Комплекс был закончен в 1967г. и стал священным
местом армян.
44-метровая стела символизирует возрождение армянского
народа. 12 плит, символизирующие собой 12 потерянных провинций, входящие в
настоящее время в состав Турции, образуют конус, в центре которого, на глубине
1,5 метров горит вечный огонь и звучат траурные мелодии.
Рядом со стелой
находится стометровая стена с названиями городов и деревень, в которых
происходила резня.
В 1995 году в другом конце парка был открыт музей
геноцида (архитекторы Калашян и Мкртчян), посвящённый этим ужасным событиям. В
музее представлены некоторые снимки, сделанные германскими фотографами (в том
числе Армином Вегнером), а также их публикации. Недалеко от музея находится
аллея, где иностранные государственные деятели сажают деревья в память о жертвах
геноцида.
Каждый год 24 апреля, в День памяти жертв геноцида армян, сотни
тысяч людей поднимаются на холм к мемориальному комплексу и возлагают цветы
(обычно гвоздики и тюльпаны) к вечному огню. Благодаря усилиям армянских
диаспор, по всему миру построено множество памятников жертвам геноцида.
1. Русско-турецкая
война 1877–78 гг.. Сан-Стефанский мирный договор. Берлинский конгресс и
возникновение Армянского вопроса. 2. Армянские
погромы 1894 –1896 гг. 3. Установление
младотурецкого режима 4. Первая
мировая война и геноцид армян 5. Кемалистское
движение. Армяно-турецкая война. Резня в Киликии. Лозанский мирный
договор. 6. Заключение
Дата 24 апреля 1915 года занимает особое место не только в истории геноцида армян, но и в истории армянского народа в целом. Именно в этот день в Константинополе начались массовые аресты армянской интеллектуальной, религиозной, экономической и политической элиты, что привело к полному уничтожению целой плеяды виднейших деятелей армянской культуры. В списки подлежаших аресту попали люди разных политических взглядов и профессий: писатели, артисты, музыканты, учителя, врачи, юристы, журналисты, бизнесмены, политические и религиозные лидеры; единственное, что их роднило — национальная принадлежность и положение в обществе. Аресты видных фигур армянской общины продолжались в турецкой столице с небольшими перерывами до конца мая, при этом никаких обвинений задержанным не предъявлялось. Еще в феврале-марте из провинций начали поступать сведения об арестах и убийствах армянских лидеров, но именно с константинопольских арестов началось полномасштабное уничтожение армянской элиты по всей стране. Так, по сообщениям американцев, в апреле–мае были арестованы армянские профессора и деятели культуры в Ване; в Харпуте первыми (в июне–июле того же года) под удар геноцидальной машины попали представители армянской интеллигенции . Целью акции было обезглавить армянство, лишить народ даже малейшего шанса самоорганизоваться перед лицом опасности полного истребления. Схема была проста, но эффективна: первыми ликвидировались представители элиты, после этого начиналось уничтожение остальных. В Константинополе аресты старались проводить без лишнего шума: обычно приходил полицейский в штатском и просил хозяина дома последовать в участок "буквально на пять минут, чтобы ответить на несколько вопросов”. К другим приходили ночью, поднимали из постели и прямо в пижаме и тапочках отвозили в центральную тюрьму города . Многие люди, никак не связанные с политикой и считающие себя лояльными поданными Османской империи, даже представить не могли, что их ожидает в самом ближайшем будущем. Были случаи, когда те, кого полицейские не застали дома, сами приходили в полицию, недоумевая, что вдруг понадобилось от них властям. Арестованный 24 апреля доктор Тигран Аллахверди, например, сам являлся членом партии младотурок. Он неоднократно организовывал акции по сбору средств и передавал в партийную кассу крупные суммы денег . Среди арестованных находился также профессор Тиран Келеджян, который всю жизнь преподавал в турецких учебных заведениях и издавал турецкоязычную газету "Сабах”. Будучи доставленным в лагерь для интернированных, Келеджян узнал в начальнике лагеря одного из своих бывших учеников. Тот тайно предупредил профессора, что получен приказ за подписью Талаата об уничтожении заключенных, и посоветовал ему выбираться из лагеря любой ценой. Позднее, так и не сумевшего ничего предпринять для своего спасения Келеджяна, убили по дороге в Сивас, куда он был отправлен якобы для того, чтобы предстать перед военным трибуналом. Из 291 узников лагеря выжили лишь сорок человек. В числе этих сорока был и великий армянский композитор и музыковед Комитас. По слухам, после ареста ему разрешили вернуться в Константинополь благодаря личному вмешательству принца Меджида, чьей жене он в свое время преподавал музыку. Однако потрясения, пережитые им во время ссылки не прошли даром: неуверенность в завтрашнем дне, атмосфера постоянного страха, наполнявшая в те дни город, невольное чувство вины за оставшихся в лагере на верную погибель друзей, одиночество — все это в скором времени вызвало у Комитаса помутнение рассудка. Он умер в 1935 году в Париже, проведя последние девятнадцать лет своей жизни в психиатрических клиниках. Всего в течение нескольких недель в одном только Константинополе было арестовано около 800 видных армян, из которых уже к концу лета мало кто остался в живых. Жертвами младотурецкого террора стали писатели Даниэл Варужан, Сиаманто, Рубен Зардарян, Рубен Севак, Арташес Арутюнян, Тлкатинци, Ерухан, Тигран Чекурян, Левон Шант и десятки других. Чуть позднее были арестованы и уничтожены депутаты от партии Дашнакцутюн в османском парламенте: Вардгес, Хажак, писатель и публицист Григор Зограб... Армяне, положившие столько жизней на алтарь освобождения Турции от султанского деспотизма, теперь бесжалостно истреблялись вчерашними соратниками по революционной борьбе. В пламени геноцида погибли тысячи священослужителей: от простых священников до архиепископов. «… епископ Смбат Саадетян из Карина, угнанный со своей паствой в сторону Месопотамии, убит разбойниками недалеко от Камаха. Трапезундский архимандрит Геворк Турян, сосланный военным судом Карина, убит в пути; … архимандрит Байберда Анания Азарапетян был повешен по решению местных властей; архимандрит Муша Вартан Акопян умер в тюрьме, избитый палками; архимандрит Тигранакерта Мкртич Члхатян умер в тюрьме от пыток … » — сообщает 28 декабря 1915 г. патриарх западных армян архиепископ Завен главе епархии в Америке архимандриту Вегуни Удар, нанесенный армянскому народу младотурецким режимом весной–летом 1915 года, оказался беспрецедентным по своей разрушительности. Именно поэтому, рассеянные сегодня по всему миру армяне отмечают 24-е апреля, как день поминовения жертв геноцида. В Армении в этот день десятки тысяч людей совершают восхождение к Мемориалу геноцида на холме Цицернакаберд в Ереване, в армянских церквях во всех странах мира проводятся траурные службы.