Нагорный Карабах (историческое название – Арцах) занимает
восточные и юго-восточные горные и предгорные районы Малого Кавказа,
составляющего северо-восточную часть Армянского нагорья. Он дугообразно тянется
от гор, окружающих с востока бассейн озера Севан, к юго-востоку - до реки Ерасх
(Аракс).
В разные периоды истории первоисточники называли край
различными именами: Уртехе-Уртехини, Орхистена, Арцах, Цавдек, Хачен, Карабах.
Первые свидетельства о древнейшей истории края относятся к
ашельскому периоду раннего палеолита (500 - 100 тыс. лет тому назад). Это -
древнейшие орудия и остеологические материалы, найденные в пещерах Ворван-Азоха,
Ццахача, Унота, Хорадзора. Для восстановления процессов антропогенеза на Ближнем
Востоке особую значимость имеет обнаруженная в Ворван-Азохе челюсть
неандертальского человека.
Раскопки поселений и захоронения эпох бронзы
и железа (Степанакерт, Ходжаллу, Кркжан, Амарас, Матагис, долины Хаченагета и
Ишханагета) свидетельствуют, что эта территория входила в ареал возникновения и
функционирования т.н. Куро-аракской культуры IV-III тысячелетия до н.э.
Для индоевропеистики особую важность представляют уникальные для
Кавказского региона огромные курганы (Степанакерт, долина Хаченагета),
относящиеся к III тысячелетию до н.э. Согласно мнению ряда исследователей,
первыми свидетельствами древнейшей деятельности индоевропейцев являются именно
такие курганы.
В начале первого тысячелетия до н.э. Арцах входил
в политико - культурную сферу Ассирии и Урарту. В одном из Ходжаллинских
курганов найдена бусинка и сердолика с именем ассирийского царя Адад-Нирари.
Обнаруженная у села Цовк клинопись урартского царя Сардура II свидетельствует,
что его войска дошли до страны Уртехини (Арцах).
На снимке: клинопись царя
Сардура II,
хранящаяся в музее истории г.Еревана
Государство
Урарту (в Библии названо Араратом) и племена, входившие в его состав, имели
важное значение для формирования армянского народа. После падения царства Урарту
(начало VI века до н.э.) самую активную роль в регионе начинают играть армянские
этнические группы. К этому времени относится образование первого Армянского
царства. С момента своего возникновения оно вынуждено было противостоять
господству Мидии. В 550-331 гг. Армянское царство, в том числе и Арцах,
находилось в подчинении Ахеменидской Персии.
Границы образованного
династией Арташесидов в начале II века до н.э. армянского государства на
северо-востоке проходили по реке Кур. По свидетельству ряда греко-римских и
армянских первоисточников, они являлись также северо-восточными границами
распространения армянского этнического элемента. Входящим в состав
вышеназванного государства Арцахом управлял местный род Араншахиков (согласно
легенде о происхождении армян патриарх этого рода Аран является потомком праотца
армян - Гайка).
В середине I века до н.э. Армения становится самым
могущественным государством в Передней Азии. Армянский царь Тигран Мец
(Великий), придавая Арцаху важное значение, строит здесь Арцахский Тигранакерт,
один из четырех городов того времени, носящих его имя. Руины этого города
находятся в окрестностях нынешнего Агдама. На месте древнего города сохранились
курганы, каменные изваяния, выдолбленные в скалах культовые сооружения.
В 66-428 гг. н.э. Арцах входил в состав армянского царства Аршакидов,
после распада которого и раздела между Персией и Византией вместе с армянской
провинцией Утик был присоединен к Албанскому царству,расположенному к северу от
реки Кур. В 469 году это царство было преобразовано в персидское марзпанство с
сохранением названия Албания (по персидски – Аран).
В начале IV века в
Арцахе распространяется христианство. В начале V века благодаря созданию
Месропом Маштоцом армянской письменности как в Армении, так и в Арцахе
начинается беспрецедентный подъем культуры. Причем, одну из первых армянских
школ Маштоц основал в Амарасском монастыре Арцаха.
В V веке восточная
часть Армении, в том числе и Арцах, продолжала оставаться под персидским
господством. В 451 году армяне, в ответ на политику принуждения к зороастризму
со стороны Персии, организуют мощное восстание, которое известно как
Вардановская война. В этой войне принимал участие и Арцах, особенно отличилась
его конница. После подавления восстания значительная часть армянских войск
укрылась в неприступных крепостях и густых лесах Арцаха для дальнейшего
продолжения борьбы с чужеземным игом. В конце того же века Арцах и соседний с
ним Утик объединяются под властью Араншахиков во главе с Вачаганом III
Благочестивым (487 – 510г.г.). При последнем в Арцахе наблюдается значительный
подъем науки и культуры. По свидетельству современника, в эти годы в крае было
построено столько церквей и монастырей, сколько дней в году.
На рубеже
VI-VII вв. Албанское марзпанство распадается на несколько небольших княжеств, в
отношении к которым более не применяется собирательное название "Албания" или
"албанцы", поскольку они отныне выступают под названием живущих там народов либо
правящих княжеских домов.
Арцах и Утик создают отдельное армянское
княжество Араншахиков. В VII веке армянских Араншахиков заменяет династия
Мигранянов персидского происхождения, которая, породнившись с Араншахиками,
принимает христианство и быстро арменизируется.
Во второй половине VII
века, в начальный период арабского владычества, политическая и культурная жизнь
в Арцахе не останавливается. В IV-VII вв. в Арцахе создается самобытная
христианская культура. Общеармянскую значимость обретают монастыри Амарас, Орек,
Катарованк, Джрвштик и другие.
С начала IX века в Арцахе набирают силу
княжеские дома Хачена и Дизака. Хаченский князь Сахл Смбатян и дизакский князь
Есаи Абу Мусе возглавляют борьбу против арабов. Им, также как в дальнейшем и их
наследникам, удается сохранить неприступными границы собственного владычества.
С X века в политической и культурной жизни края огромную роль начинает
играть Хаченское княжество. В течение XI-XII веков Арцах, или Хачен,
подвергается нашествию тюрко - сельджукских кочевых племен, однако отстаивает
свою самостоятельность. Конец XII века и первая половина XIII века стали одним
из самых благоприятных периодов для процветания края. В это время здесь
создаются такие ценные архитектурные комплексы, как церковь Ованеса Мкртича
(Иоанна Крестителя) и притвор монастыря Гандзасар (1216-1266 гг.), кафедральная
церковь монастыря Дади (1214г.), соборная церковь Гтчаванка (1241-1248 гг.). Все
они по праву считаются шедеврами армянского зодчества.
В 30-40-ые годы
XIII века Закавказье завоевывают татаро-монголы. Благодаря усилиям
Арцах-Хаченского князя Гасан-Джалала удается частично спасти край от разрушения.
Однако после его смерти (1261г.) жертвой татаро-монголов становится также Хачен.
Положение еще более усугубляется в XIV веке в годы господства тюркских племен
кара-коюнлу и аг-коюнлу, пришедших на смену татаро-монголам. В тот период были
разрушены многие памятники архитектуры. Именно с этого времени край стал
именоваться Карабахом.
В XVI веке в Карабахе образуется ряд самобытных
административно-политических единиц, которые назывались "меликства" (княжества),
а их правители - "мелики" (семитское слово, означающее "венценосец"). В
дальнейшем они объединились в 5 крупных меликств: Варанда, Хачен, Дизак,
Джраберд, Гюлистан, которые известны под названием "меликства Хамсы" (от
арабского слова "хамса" – "пять").
В XVII-XVIII вв. арцахские князья
(мелики) возглавляют освободительную борьбу армян против шахской Персии и
султанской Турции. С целью получения помощи от христианского Запада арцахские
князья параллельно с вооруженной борьбой направляют своих посланников в Европу и
Россию.
В 50-ых годах XVIII века, воспользовавшись внутренней
междоусобицей карабахских князей и при содействии князя Варанды Шахназара II,
вождь одного из тюркоязычных кочевых племен Панах сумел обосноваться в крепости
Шуши . Он провозгласил Карабах ханством, а себя – ханом. Этот шаг нашел
поддержку персидского двора. Были ограничены права местных князей, в Арцахе же
началось внедрение иноверного и иноэтнического элемента, что в последующем
привело к изменению этнического состава края.
В конце XVIII века -
начале XIX века в регионе резко активизируется роль русской империи. В
результате русско-персидской войны 1804-13гг. Персия навеки уступает России
почти весь Кавказ, в том числе Карабахское и Гандзакское ханства, что было
закреплено договором, заключенным 12 октября 1813 года в крепости Гюлистан
Арцаха. Это положило начало процессу утверждения России в Закавказье.
Новая русско-персидская война 1827-28гг. закончилась Туркменчайским
договором от 10 февраля 1828г., согласно которому России передавались Ереванское
и Нахичеванское ханства и Ордубадская провинция. Этим и завершилось
присоединение почти всей Восточной Армении к России.
В 1840 году царской
Россией в Закавказье осуществляется административное деление - образуются
Грузинско-Имеретская губерния с центром в Тифлисе и Каспийская губерния с
центром в Шемахе. Большая часть восточно-армянских территорий включается в
состав Грузинско-Имеретской губернии, а остальная часть, в том числе и Карабах
-- Каспийской губернии.
Во второй половине 40-ых годов XIX века в
результате новых административных делений образуются Тифлисская, Кутаисская,
Шемахинская, а также Дербентская губерния, часть территории которой приходилась
на Закавказье. Восточно-армянские территории со статусом отдельных провинций
входят в состав вышеназванных первых трех губерний.
По новому Уставу
царской России от 9 декабря 1867 года Закавказье делится на 5 губерний:
Кутаисскую, Тифлисскую, Ереванскую, Елизаветпольскую и Бакинскую. Часть
Восточной Армении входит в состав Ереванской, а другая – Елизаветпольской и
Тифлисской губерний. Такое административно-территориальное деление с
незначительными изменениями сохранилось до 1918 года.
Источник : acher.ru